ОТЧЕТ ЭКИПАЖА № 085, ТУРИЗМ Пилот: Чернов Андрей
Штурман: Феофанова Людмила
Колокольня Николо-Берлюковского монастыря выросла в лучах закатного солнца над речкой Ворей, блеснули купола пятиглавого храма – и скрылись за лесом.
Водитель затормозил перед въездом на мост, а штурман, забыв о существовании штатива,
ушел на ту единственную точку, в которой останавливается мгновение.
Несколько километров извилистой дороги через лес в сумерках – и мы у стен Николо-Берлюковской мужской пустыни… Остались где-то далеко все удачи и огорчения прошедшего дня – подготовленные, но нераспечатанные КП, пролет усадьбы Горенки с возвратом на МКАД, непреднамеренное катание водителя с ледяной горы, замечательные банданы от «Магистрали»; во-время (после отказа ноутбучного блока питания 12/19В) найденный в машине инвертор 12/220В; полностью заряженный, но прекративший работать китайский аккумулятор фотоаппарата (слава богу, в запасе был родной), семь найденных за день (без GPS-координат) усадеб и дискуссия о законности пребывания россиян на территории России у ограды усадьбы «Алмазово»…
Все заслонило собой дивное творение – иного слова не подобрать – доминирующее надо всем монастырским комплексом и окрестностью. Пятиярусная кирпичная колокольня, почти не уступающая по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле, была возведена за 4 года –1895 –1899 по проекту известного московского архитектора Александра Степановича Каминского. «Высота колокольни с крестом 127 аршин и 4 вершка (90 м), в окружности имеет 102 аршина. Фундамент углублен на 7 аршин до материка и выложен из белого нетесаного камня под всей площадью колокольни до цоколя». (
http://berluki.ru) .
Табличка в нижнем ярусе напоминает фразу из учебника истории: «Эта сторона дома наиболее опасна при артобстреле»…
В нижнем первом ярусе расположены главные входные ворота (ныне заложенные кирпичной кладкой), во втором ярусе помещался большой праздничный колокол, в третьем ярусе – весь колокольный звон, состоящий из пятнадцати колоколов, в четвертом ярусе был установлен часовой звон из шести колоколов.
Белый камень в основание колокольни поставлялся с Мячковского известкового завода, а все прокатные балки изготовил завод Льва Владимировича Готье.
Справа от колокольни за оградой – пятиглавый храм Христа Спасителя и трехпрестольная зимняя церковь во имя Живоначальной Троицы, с боковыми приделами Никольским и мученика Мины, построенная по проекту московского архитектора Николая Васильевича Никитина.
построенная по проекту московского архитектора Николая Васильевича Никитина.
Основой для построения храма Христа Спасителя послужил проект московского архитектора Федора Михайловича Шестакова, один из проектов, поданных на конкурс строительства Исакиевского собора, проводившийся в России в середине позапрошлого века. Строился храм на пожертвования дворян, купеческих династий и многих православных христиан.
В 1862 – 1863 годах под храмом Христа Спасителя был построен крестообразный в плане подвал по проекту архитектора Николая Ильича Козловского, что крайне благоприятно сказалось на микроклимате летнего, неотапливаемого храма.
Надвратную церковь во имя святителя Василия Великого, каменную, одноглавую, начатую в мае и оконченную осенью 1840 года, можно узнать по описанию. Возвышающийся четверик храма перекрыт четырехскатной фигурной кровлей, несущей световой барабан, который был некогда увенчан изящной главкой в виде вазы и крестом. («На ней глава из белого железа, крест, яблоко, репьи, ложка под главою вызолочены под кремень на меди…».) Боковые части фланкируют основной четверик. Окна второго этажа декорированы профилированными тягами.
На стене храма - табличка «Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы. Психиатрическая больница № 16 Департамента здравоохранения города Москвы» , под ней предупреждение - «при входе на территорию ПБ №16 требуется пропуск или удостоверение личности». В разное время монастырь был заселен детским домом, затем домом инвалидов, а в годы войны здесь был развернут госпиталь.
Хотя официально годом основания пустыни считается 1606, предполагается, что монашествующие христиане поселились на месте, где раньше располагался культовый языческий центр, на холме над рекой Ворей, в конце XII – начале XIII века. Обитель Святого Николая Чудотворца возникла при карстовых пещерах и заняла обширную территорию леса над ними. Скорее всего, в то время в обители было два храма: пещерный во имя Собора Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца на месте сброшенных языческих истуканов. Рядом располагалось поселение Берлино, благодаря чему обитель стала называться Свято-Николаевская Берлинская пустынь (скит). По другой версии обитель названа в память о разбойнике, жившем в тех краях.
С 2008 года в скитском Берлюковском пещерном комплексе ведутся работы по расчистке и исследованию пещер, привходовую часть которых в советское время планомерно и последовательно засыпали. Материалы исследований публикуются на сайте
http://berluki.ru/Посещение краеведческого музея Фряново мы сознательно переносим на утро, которое вечера мудренее. И в спешке ранних сборов вводим в навигатор не все координаты. Про ближнюю усадьбу вспоминаем проездом – и останавливаемся в Грёбнево на полдня, потрясенные величием памятника ушедшей цивилизации. Ориентиром нам служит зимняя Никольская церковь.
Над куполом церкви Грёбневской иконы Божией матери
сияет в лучах солнца обращенная на восток фигура ангела.
на фресках южного фасада изображены Иоанн Богослов и евангелист Лука.
У восточного фасада сохранился некрополь –
http://www.grebnevo.orgСправа от алтарной стены похоронены Богородские купцы и благотоворители Кондрашевы,
Слева - служившие в Гребневе священники: протоиерей Михаил Николаевич Смирнов, спасший от закрытия и разрушения Гребнёвские храмы, протоиерей Иоанн Иоаннович Смиренский, прослуживший при церкви села Гребнева 48 лет.
Захоронения расположены и в парке за алтарем храма.
Вдоль кирпичной ограды, которая ( чего мы еще не знаем).служит границей между церквями и парком усадьбы, выходим на кладбище. Привлекает внимание ажурная,
украшенная виноградными гроздьями беседка с пятью главками, увенчанными крестами.
Здесь захоронен профессор химии, философ и богослов Пестов Николай Евграфович (1892-1982) и члены его семьи.
Удивительна судьба этого человека.
http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god/nikolai-evgrafovich-pestov.htmlНа его надгробии начертано : «Да радость моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».
Далеко за деревьями едва различимы какие-то строения.
Через парк, минуя боковую аллею, занесенную снегом, выходим на берег пруда.
И отсюда открывается вид на величественный дворец.
Рвется связь пространства и времени. Кто мы? Исследователи Атлантиды? Сталкеры? Инопланетяне? Кто были те люди, которые ушли отсюда, отряхнув прах с ног?. Как хрупок и недолговечен камень!
На внутреннем фасаде сохранился фрагмент балкона.
Над этим корпусом нет крыши, перекрытия уничтожены пожаром.
Дверь корпуса №1 и окна первого этажа заколочены. На восточной стороне сохранились лепные львы над окнами.
С южной стороны львов уже нет.
Здания, построенные людьми, не могут существовать без человека.
А средств на поддержание требовалось значительно меньше, чем на восстановление из руин.
«Взрослые люди построили город…разрушили город на солнечном месте….»
На восстановление комплекса практически нет надежды.
Арка центрального входа закрыта.
"Крайний" взгляд на Никольскую церковь в ХХI веке. Нас ждет Фряново.
В Литвиново, неподалеку от церкви-новостройки, разговорились с местным жителем, и он рассказал нам, как жители села Мишнево, занимавшиеся ткачеством, построили церковь на месте, в которое ураганом принесло крест старой церкви; о селе Назимиха, куда уходили на зиму крестьяне, примкнувшие к войску Пугачева и за бунт приговоренные копать тот самый пруд с восемью островами, на берегу которого стоит усадьба Грёбнево. В подсказанном направлении проскочили аж до поселка с транспарантом «Федеральная таможенная служба, кинологический центр». На обратном пути случайно обнаруживаем искомый усадебный дом.
На церковь Иоанна Предтечи в селе Фряново мы вышли точно по навигатору.
Церковь «построена в 1797 году тщанием помещика села Фряново, господина Лазарева (Ивана Лазаревича)…зданием каменная, крепка.» (К. Т. Сергазина, П.Г. Чистяков, «Фряново глазами историка: материалы к истории городского поселения», Владимир, 2009 г.)
В этой книге также описывается уникальная особенность храма – «двойной свод». Нижний купол храма имеет отверстие, через которое воздух поступает в верхний свод. Такая конструкция открывает богатые акустические возможности и свидетельствует о том, что проект здания создал итальянский мастер, хорошо знакомый с этой технологией.
Увидев, что мы фотографируемся на крыльце музея, экскурсовод поначалу запирает дверь на замок, хотя до официального закрытия – еще 40 минут. И долго смеется, узнав, почему два дня какие-то странные люди быстро-быстро ищут какие-то точки и ничего не объясняя, убегают! Наш приз – обзорная экскурсия по краеведческому музею, вышеупомянутая книга об истории села Фряново и, конечно же, фотографии экспонатов.
Обстановка скромная, усадьба была разграблена после революции, музей создан в 2005 г благодаря усилиям жителей села.
В музее мы увидели один из колоколов, сброшенных с колокольни церкви Иоанна Предтечи.
Фото образцов шелковых тканей фабрики купцов Лазаревых
Кухонная утварь, сарафан,
Счетная машинка «Феликс» 30-ых годов прошлого века, один из первых советских телевизоров,
Чесальный стан начала 20 века, валенки и забавной конструкции ножницы, полный аналог которых мы приобрели в местном магазине «рыболов»» на память о поездке.
И целая коллекция швейных машин компании «Зингер» и не только.
Самая маленькая из которых выглядит вот так:
Экскурсия закончена. Колокол созывает прихожан на вечернюю службу.
«В храме нет ни одной колонны, не видно ни одной связи, святой алтарь весь на виду, где бы кто ни стоял, церковная служба слышна отовсюду. В храме может поместиться без тесноты до полутора тысяч человек» - пишет священник Д Никологорский. в Московских церковных ведомостях за 1904 г. А сегодня прихожан меньше сотни, и в храме слышно даже шуршание одежды...
Спасибо вам, добрые люди, случайные прохожие, у которых не раз приходилось спрашивать дорогу, работники музея, бабушка, пригласившая нас в храм, продавщицы в магазине. До свидания!