Экипаж 213.
Пилот: Алексей Синяков.
Штурман: Алёна Синякова.
Авто: Форд "Котобус" Гэлакси.Ну что ж, это был первый раз, когда мы приняли участие в автопробеге отдельным экипажем. И с места в карьер, сразу в "гранд-туризм". Пару раз мы попробовали погоняться вместе с Балаб@шками aka 046, разгадывали легенду рыцаря, скакали по колдобинам окрестностей Александрова. Понравилось, так что встречайте наш 213-й на Котобусе! Та-дааа!

Котобус пока не напичкан всем необходимым, ни тебе мобильного интернета, ни ноутбука, даже навигатор - и тот приказал долго жить незадолго до старта. Скачать задание с первого раза не получилось – расстроились, потеряли время на ожидании новой ссылки и втором скачивании. Да еще и отсутствие мобильного интернета предполагало, что финишировать мы будем уже из дома. Плюс 3 часа сразу! Так что на призовые места как-то изначально не рассчитывали. Не главное. Есть экипаж, есть пачка "Беломора" (ЯндексКарты в смартфоне), есть настроение - поехали!
Вариантов было два: сразу мчаться к Волоколамску и оттуда постепенно двигать к Москве, либо наоборот. Выбрали второй вариант, посчитав, что скорее всего, организаторы планировали именно такой сценарий. Маршрут был такой: Захарово - Большие Вязёмы - Петровское - Первомайское - Милюково - Дунино - Тучково - Никольское - Ивановское - Осташево.
Сразу, пока не забыли - спасибо организаторам! Спланировано все просто замечательно, и обошлось без троянских коней типа "орги тоже могут ошибаться". ))

Как обычно, в соревновательный ритм мы вошли не сразу. Оно и немудрено. В Захарово как-то сразу захотелось просто побродить, пощелкать затвором фотоаппарата. Солнце, птицы, свежий воздух, прекрасный парк… Однако количество посетителей усадьбы с приметными табличками в руках быстро напомнило, что щелканье затвором равносильно щелканью клювом и заставило очнуться от поэтического настроения, которому так способствуют эти Пушкинские места.



Вообще, конечно, выглядит всё это новоделом, слепленным к 200-летию поэта, которое отмечалось с такой помпой и размахом, что обилие А.С.Пушкина и там и сям просто набило оскомину. Но усадебный дом в Захарово, в сравнении со, скажем, Михайловским в Пушкинских Горах, смотрится более естественно, не слишком прилизанным.

Когда был Саша маленький, с курчавой головой... И не был еще "нашим всем"...

Большие Вязёмы встретили нас мяуканьем, автомобилем с название «quest» и бюстом Пушкина. Мяу был сфотографирован, и бюст тоже, но это оказалось не КП, который, на самом деле спрятался в глубине парка.

Доминантой усадьбы, конечно же, был собор со звонницей, построенный еще при Борисе Годунове. Действующий храм, ухоженный, он притягивает к себе внимание посетителей гораздо больше, чем господский дом и хозяйственные постройки, которые, к тому же, были плотно затянуты строительной сеткой: реставрационные работы идут вовсю.

Дальше - в Петровское.

Здесь уже другая картина. Величественный архитектурный ансамбль поражает воображение. Как жаль, что прежнее великолепие приходится рисовать именно воображению: постройки находятся в плачевном состоянии да чего там - в руинах, несмотря на таблички "памятник архитектуры". Но и от того, что видят глаза, захватывает дух. Уж очень необычно Княжищево, рука талантливого зодчего видна сразу. А вот почтовое отделение в одном из бывших усадебных строений смотрится весьма органично. Архаичненько так. Как будто здесь оно и было с 18-го века.



В Первомайском тоже мало что осталось от Староникольской усадьбы, площадь за домом усыпана битым стеклом и мусором. Развалины.

Кстати, того, кто это всё развалил, мы нашли

)).

Он полон сил и, похоже, на достигнутом не остановится. Остатки (останки? ошмётки?) былой роскоши ничем не защищены от желающих "прихватизировать" пару-троку кирпичей себе на огород.
Милюково если чем и запомнится, то не флигелем и не руинами усадьбы, а просто таки замечательным деревянным храмом Архстратига Михаила. Пусть маленький, без архитектурных изысков и излишеств, но такой аккуратный и симпатичный! Щелк затвором!

Едем дальше, снова вверх по карте, к усадьбе Пришвина. И неприятная мысль стучит в голову: "И где же фотокапэшки-то, а? Уже скоро полдистанции, а ни одного не взяли. Так ведь не бывает!" А тут еще два подряд ж/д переезда! Стоим, гоним скверные мысли, а часы безжалостно нашептывают-натиктакивают в ухо: "А усадьба в Дунино через полчаса закроется... Всё стоите? А через 20 минут - плакали ваши 4 КП и два КВ!" Извелись все, в общем. В облаке пыли прискакали к калитке, а она заперта! Но время-то еще только без 10 минут! Впустите нас, ну пожалуйста!
К удивлению к нам вышла очень приятная женщина, и не только впустила нас, но и провела нам мини-экскурсию, все показала, рассказала…

Здесь, кроме экскурсий, ежемесячно проводятся джазовые и эстрадные мини-концерты, приглашаются все желающие, входным билетом является угощение к общему чаепитию.

Что сказать... Зацепило. Тихое, умиротворенное местечко. Вот сюда мы точно вернемся, причем в ближайшее время и с детьми. Тут есть что посмотреть, что послушать, о чем рассказать.



Уже у закрытой калитки встретили Балабашек!

Как успехи у многоопытного 046-го? ФотоКП нашли? Сколько?! Уже шесть?! Нннда... Тут мы немного приуныли, ну да ничего, мы не за местами гонимся, а за впечатлениями! И хоть одно ФКП у нас всё-таки будет, координаты трех коней уже вычислены! Ага, вот вы где! Щелк!

В Тучково поехали через Кубинку, объезжая наглухо вставшие переезды. И вдруг хором: «ДИПЛОООМ!!!» Ура!

С этого момента у фотокапэ уже не осталось шансов и они чуть ли не сами стали выходить позировать перед объективом, один за одним.

Вот и Тучково... Проехали, кончилось Тучково… Усадьба «Любвино» должна быть на холме, ее же должно быть видно, но нет, не видать. Местные жители знают ее, называют «Белым домом», указывают направление, а о способах подъезда к ней – ни гу-гу. Так, по шпионским гуглокартам выходит, что можно через Артюхино подобраться поближе. Припарковались на живописном берегу и – давай штурмовать лес вверх пешочком. В общем, как-то долго мы в итоге пешочком плутали, забрели на какую-то турбазу, уперлись в забор

и пока обходили, потеряли кучу времени. Но все было не зря – мы ее все-таки нашли! Взбираясь по лесу, наткнулись-таки на узкую подъездную дорожку к усадьбе. Выезжая обратно нашли проезд рядом с уже взятым КП, откуда благополучно и выехали.

Вообще на фоне глобального масштаба проблем, в которых увязло наше государство, теряется еще одна - всеобщее запустение. Основное придорожное растение, встречавшееся нам на пути – борщевик. Воспетые поэтами и увековеченные художниками ландшафты гибнут, зарастая то лесом и бурьяном, то коттеджами и огородами. Ведь от усадьбы всего несколько десятков лет назад открывался роскошный вид на излучину Москвы-реки, сама усадьба была прекрасно видна и была украшением местности, органично вписываясь в ландшафт. Нынче же и не сразу сообразишь, почему родовое гнездо основали именно на этом месте. А ведь всего-то нужен лесник, бензопила и светлая голова. Эх!...
Храм усадьбы Никольское-Гагарино виден издалека. У ограды кучкуются местные жители, смотрят бесплатное шоу «Понаехали какие-то тут и рыскают чегой-то». Действительно, забавно: весь день один за одним приезжают странные люди с фотоаппаратами и прямиком в психушку! Проход-то открыт, заходи! Мы не пошли, вдруг там выход только со снятым диагнозом? А у главврача выходной )))

Былое величие усадьбы впечатляет, но я постарался побыстрее отправиться дальше. Не могу абстрагироваться от детского плача. Несмотря на пестрые рисунки мелом на асфальте, место это на самом деле невеселое. Да и погода начала портиться, запасмурнело, и световой день к концу идет…

Вообще посещение наших подмосковных полуразрушенных усадеб чем-то сродни погружению к затонувшим кораблям. Обломанные колонны торчат к небу как ребра шпангоуты. Проросшие сквозь камень и кирпич трава и деревья – как кораллы и водоросли. Процесс поглощения рукотворного природой всегда выглядит завораживающе красиво. Только лежащий на дне корабль – это уже могила и его судьба необратима, а усадьба… просто никому не нужна и оставлена умирать. Ивановское-Безобразово как раз такой пример. Да, исторической ценности не представляет, да в архитектурном плане тоже не шедевр. Только вот приметы еще недавней, но угасшей жизни рождают щемящее чувство неотвратимой утраты.


По пути к Осташево продолжаем усердно крутить головами в поисках последнего ФКП. Монументы в честь великих боёв Великой Отечественной здесь на каждом шагу.
Вот и Осташево, вот и монумент! А где усадьба? Зачем-то свернули направо, едем… Вот какое-то старинное здание, но дальше, похоже, уже чистое поле и частные участки. Смотрим снова карту, да нет, вот усадьба должна быть справа от поворота, возвращаемся и снова сворачиваем направо в другой проезд. Ура! Нашли!

На табличке написано: «Земская Школа. Построена последним владельцем усадьбы» Супер! А где ж сама усадьба?
Вернулись к монументу и сразу увидели усадьбу в конце аллеи. Ура! Почему сразу туда не поехали? Да потому что уже почти ночь!
Усадьбу начала оккупировать молодежь в модных удобных тренировочных штанах и сланцах, так что ее осмотр ограничился взятием последних КП, причем уже почти в темноте. Уф, ну всё.

Домой по ночной Новориге. Через пару часов будет и Интернет, и официальный финиш. А пока можно осмыслить увиденное, переварить впечатления.
Разруха, она в головах, да. И запустение в них же. Какое-то бессильное отчаяние заполняет душу, когда видишь, что памятники архитектуры, прекрасные даже в руинах, многих подвигают лишь на питие чего-нибудь-с-ног-валящего, желание нагадить прямо тут же, под собой, да еще и оставить на стене уродливую роспись в своем варварстве. Ведь может быть все по-другому, ведь должно так стать. Ведь человек, впитавший дух и традиции русского паркового искусства, с детства гуляя в ухоженных усадебных парках, никогда не подменит понятие «благоустройство» на «закатать асфальтом и поставить могильного вида оградки». И жить в лагерно-казарменом свинарнике не захочет и не сможет. Так что по крайней мере у своих детей нужно успеть сформировать чувство прекрасного, наполнить головы и души чем-то бОльшим, чем ТВ-жвачка.
А в целом впечатления все-таки позитивные. Оттого, наверное, что многое из увиденного не просто сохранилось, а продолжает бережно охраняться, латается обветшавшее, восстанавливается утраченное. Оттого, что небезразличные к историческому и культурному наследию люди (и их много, ура!) дарят всем нехитрое счастье не расставаться с Прекрасным.
Огромная благодарность организаторам, что дали возможность за один день пережить такую массу противоречивых впечатлений и эмоций, от удовольствия за рулем, радости общения и познания, до чувства умиротворенности, благоговения и тихой грусти.
Наверное, это и есть гармония. Спасибо, было здорово!
Привет экипажам 046, 095, 099 и прочим, которых мы встретили на маршруте!
Лёшики и Котобус.